Повторяем правила

1.  АЛФАВИТ. 
 В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.
 
 2.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
                   мял -  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.
 
3.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

            Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь.  
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

   4.  СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

   Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
 Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.
 
 5.      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

 Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ
П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

6.      ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 
 К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7.      СЛОГИ.

 В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

8.      ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
  - Слова переносятся по слогамнапример: бо-ло-то, кро-вать.

  - Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчкенапример: паль-чик, подъ-
езд, ко-лье.        
  -   Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласнойнапример: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
 -  В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строкедругая переносится,например: касс-са, ван-на.
 - Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласнойнапример: ест, пол, лаю, якорь.       
  -   Не нарушать границу между приставкой и корнемнапримерпри-сказ-ка,над-пись.
 
 9.      УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

     Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позициинаходятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятсязвонкие согласные и согласные, которые произносятся чёткоостальные – в слабой позиции.
     Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
 Например:
                         
10.  ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

            С большой буквы всегда пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людейАлександр Сергеевич Пушкин.
  • Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город Орёл,Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.
  • Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные слова являются нарицательными (нариц.).

11.  ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12.  ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

 Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знакаточка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик. 
 
13.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

    Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:
    Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я, например: 
  
 Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Энапример: контрагент, разодетый, разудалый.

14.  МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

 В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч.

15.  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. 
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренноеслово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).
Например: 
16.  БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

 Безударные гласные в корне, которые нельзя проверить ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём). Например: инженер, собака.
  
17.  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
 
 Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.
 Например:
    

18.  УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
 
 В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их правописание нужно запомнить.


Если после мягкого знака стоят е, ë, ю, я, и, то мягкий знак называется разделительным.
(вьЮга, платьЕ, воробьИ)
В других случаях он показатель мягкости. (конь, мальчик)

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, рек, городов, деревень пишутся с большой буквы.
(Каспийское море, корова Буренка,Сумгайыт)

При переносе слов двойные согласные разделяются: (каС-Са, груП-Па)

Парные согласные в конце слов надо проверять: после них надо поставить гласную
(зуб – зубы, глаз-глаза, рукав-рукава) б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с

Парные согласные в корне слова надо проверять
– для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный
(трубка-труба, глазки-глаза, кружка -кружечка)

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так,
чтобы безударный гласный стал ударным.
(грозá-грóзы, горá-гóры, ведрó-вëдра)

Фонетический разбор:
Яма - [й'ама] – 2 слога,4 звука, 3 буквы
[й']-согласный, мягкий, непарный, звонкий
[а]-гласный ударный
[м]-согласный, твердый, непарный, звонкий
[а]-гласный, безударный
Согласный, твердый – мягкий, парный – не парный, звонкий – глухой
Гласный, ударный – безударный

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Чтобы из слов получилось предложение слова нужно изменять.
То, как мы произносим предложения, называется интонацией.

Подлежащее–это главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что?
Подчеркивается одной чертой
Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?
Подчеркивается двумя чертами.
Другие члены предложения называются второстепенными.

По цели высказывания предложения бывают:
1) Повествовательное – предложение, которое о чем-либо сообщает. В конце него ставится точка. (В класс вошла учительница)
2) Вопросительное – предложение, которое содержит вопрос. В конце него ставится вопросительный знак. (Кто сегодня дежурный?)
3) Побудительное – предложение, которое содержит побуждение к действию ( приказ, призыв, просьбу) (Не говори не умею, а говори научусь.)
4) Восклицательное – предложение, которое содержит чувство радости, гнева и произносится с восклицательной интонацией. (Да здравствует мир во всем мире !)

Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов:
Яркое солнце играет в каплях росы. Солнце (какое?)
яркое Солнце (что делает?)
играет Играет (в чем?)
в каплях В каплях (чего?) росы

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
(грозá-грóзы, горá-гóры, ведрó-вëдра)

Текст – группа предложений связанных между собой по смыслу.
У текста есть: тема, название, начало, основная часть, конец.
Тексты бывают:
Повествовательный – рассказывают, что произошло (к нему мы можем задать вопрос Что произошло?)
Текст-описание – описывает какой-либо Предмет (к нему мы можем задать вопрос Какой предмет?)
Текст-рассуждение – рассуждает на какую-либо тему (к нему мы можем задать вопрос Почему?)

Часть текста от одного отступа к другому называется абзацем

Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.
Речь каждого из участников диалога называется репликой.
Каждая реплика записывается с новой строки, и перед ней ставится тире.

В некоторых словах согласные в, д, т, л не произносятся, но пишутся
(здравствуй, сердце, солнце, радостный)

Наша речь состоит из слов.
Каждое слово это часть речи. Различают самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол) и служебные (предлог) части речи

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (для одушевленных) или что? (для неодушевленных)

Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет, журналов, книг, фильмов и др.

Все остальные сущ. – нарицательные.
Существительные делятся по числам. Различают единственное (один предмет) и множественное (много предметов) число. (огород – огороды, парта – парты)

Существительные делятся по родам.
Существительные, к которым можно подставить слова он мой, относятся к мужскому роду (он мой папа).
Существительные, к которым можно подставить слова она моя, относятся к женскому роду (она моя мама).
Существительные, к которым можно подставить слова оно моë, относятся к среднему роду (оно моë дитя).

Прилагательное–это самостоятельная часть речи,
которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное изменяется по родам.
Оно такого же рода, какого рода имя существительное, с которым оно связано большой лес - муж. род большая сосна – жен. род большое дерево – ср. род

Имена прилагательные изменяются по числам: большой – большие, новый – новые.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и
отвечает на вопросы что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделают? и другие …

Глаголы изменяются по родам: (кот стоял – кошка стояла – дерево стояло) По числам: (кот стоял – коты стояли) По временам: Прошедшее время – что делал? что сделал? (писал, написал) Настоящее время – что делает? (пишет) Будущее время –что будет делать? что сделает? (будет писать, напишет)

Не с глаголами пишется отдельно (не спит, не хочет, не придет)


Комментариев нет:

Отправить комментарий